Точка
Автор: / Категория: Исследовательские(Опыт осмысления проблемы всеединства)
1. Точка зрения
Проблема всеединства ставит перед человеком вечные вопросы. Это вопрос первоначала и вытекающий из него вопрос о соединении в первоначале материального и духовного. Ответ на эти вопросы непосредственно связан с вопросом о самом человеке, поскольку он ощущает свое всеединство как возможность, без реализации которой не может ответить о смысле собственного существования.
Конечно, вопрос первоначала первичен, ведь материалистическая наука, отбросив духовную составляющую, тем не менее, не смогла ответить о причине возникновения вселенной. Как впрочем, и наоборот, растворение материального в идеальном, не дает возможности эту причину осознать.
Иконой всеединства, а значит и символом всех вечных вопросов является «Точка». Что такое «Точка» не знает никто. По крайней мере, математика и геометрия снимают этот вопрос, просто кладя «Точку» в основание науки, не давая ей определения. Не имея ни размеров, ни формы, точке все же пытаются приписать координаты, хотя странно говорить о положении чего-то обладающего «нулевой размерностью».
В измерении человеческого сознания, «точка зрения» является тем аналогом неопределимого понятия «точки» из которого, тем не менее, ткется пространство мировоззрения.
Точка зрения всегда предполагает наблюдателя, его взгляд и в своем частном значении предполагает отдельное суждение или мнение на какой-то вопрос. Но с точки зрения человека как существа целостного, «точка зрения» всегда стремиться выразить именно всеединство, стать «оком Бога». В этом ракурсе «точка зрения» становится синонимом «парадигмы», первичного образца, источником размерности. Поэтому правильная «точка зрения» обязательно должна включать в себя и абстрактно всеобщее и конкретно повседневное.
Самым адекватным изображением «точки зрения» является рисунок глаза с точкой зрачка. Собственно если «всеединство» мы можем выразить просто «точкой», то всеединство в человеке «точкой в кругу глаза».
«Глаз с точкой» или «круг с точкой» универсальный символ выразить другой аспект всеединства: соответствие части и целого, малого и великого. Собственно человек всегда себя ощущал неким «малым» соединенным с тем «великим», что окружает его, то есть космосом, небом. Причем в своем внутреннем самоощущении эта конструкция претерпевает инверсию, поскольку в восприятии как раз небо становится тем «малым», что умещается в «великой» душе человека. Взгляд человека, устремленного в небеса, точка его зрачка, в котором собирается полнота небес, есть зримое воплощение отсутствие ответа на вечный вопрос, как это вообще может быть? Причем восприятие неба в полноте человеческой душой ставит вопрос именно о двойственности самого взгляда, воспринимающего не только астрономический объект, но и скрытый невидимый духовный мир, также символизируемый небом.
2. Русская точка
Вот как про это восприятие неба писал русский певец всеединства А.Ф. Лосев:
«Небо есть, прежде всего, место горнее и достойнейшее. Оно — место умное, а потом уже физическое. Ум есть отнесение себя к себе же, бытие центрированное само на себя, самосознание, и его символ — шар и это не просто геометрический образ, но умно-символическая структура. Прежде всего, надо помнить, что все умное в отношении физического есть некий бесконечный предел, к которому физическое, сколько бы ни приближалось, никогда не может приблизиться так, чтобы расстояние между ними равнялось нулю. Умный предмет есть бесконечность, бесконечно большое число. Но представим себе шар, у которого радиус бесконечно велик. Чем больше радиус, тем изгиб окружности круга делается все меньше и меньше. Когда же радиус круга делается равным бесконечности, то совершенно ясно, что окружность превращается в прямую линию. Поэтому Небо, есть такой шар, который имеет окружностью прямую линию. Далее, прямая линия, продолженная в бесконечность, разрастается все больше и больше в своей длине; наконец, когда она станет действительно бесконечно большой, она вновь вернется в эту точку, от которой мы ее стали проводить. Другими словами, прямая бесконечная линия есть такая прямая, расстояние между концами которой равно нулю. А это значит, что на Небе прямая линия равна точке. Где центр Неба? Небо — шар. Этот шар имеет бесконечно большой радиус. К бесконечности нельзя ничего прибавить такого, что сделало бы ее еще больше, ибо она уже охватывает все. Равным образом, ничего нельзя и отнять от бесконечности, раз она — именно бесконечность. Но это значит, что как бы мы ни укорачивали радиус небесного шара, т. е. какую бы точку ни брали на этом радиусе, она будет вполне равноценна самому центру. Другими словами, центром Неба является и то, что посредине его, и то, что вообще внутри его и даже любая точка его окружности. Центр небесного свода находится решительно везде, и любую его точку необходимо считать центром» (А. Ф. Лосев, Миф-Число-Сущность. М. 1994 с. 247-249).
Здесь Алексей Федорович как раз показывает, что в человеческом взгляде на небо происходит отождествление шара и точки, так что одно является выражением другого. Более того, каждая точка шара является центром его самого, хотя на самом деле, мы понимаем, что центром неба является точка совпадающая с взглядом наблюдателя.
«Всякая точка бурлит своими смысловыми энергиями, и таит в себе и те целостные структуры, которые из нее изливаются и которыми она управляет. В ней есть свой неподвижный центр, но в ней есть также и шар, который единообразно вокруг нее расположен. Точка есть и выражающая мощь всякого цельного бытия и само это цельное бытие, которое является результатом ее выразительной потенции. Точка — прекрасна» (А. Ф. Лосев, История античной эстетики, т. 7. Кн. 2 М. 2000 с.183-185).
Небо это сфера, поверхность которой нигде, а центр – везде. Это же определение умного взгляда. Небо, ум и точка составляют иерархию всеединства, когда задача ума быть посредником, по свертыванию неба в точку и развертывания точки в небо.
3. Греческая точка
Геометрическое определение точки как чего-то «лишенного частей» недостаточно и вторично. Греческий философ Евклид именно и определяет точку как то, что не имеет частей. Для геометрии, возможно, это и правильно. Но для философии этого совершенно недостаточно.
Дело в том, что конкретно взятая геометрическая точка всегда есть граница между разными частями прямолинейного отрезка. Как же то, что не имеет частей, может быть границей? Точка есть принцип деления прямой не только в одном направлении, но и в любых других направлениях, а таких направлений существует бесконечное количество. Поэтому точка оказывается не только общим понятием неделимости, но оказывается и вполне делимой, и делимость ее бесконечна. Благодаря точке, поскольку она везде относится к разному содержанию, все мыслится раздельным. Но, благодаря той же точке, которая везде остается сама собой, все раздельное обязательно мыслится как единство. В этом отношении точка совпадает с тем что неоплатоники называют первоединым, но в отличие от не участвующего первоединого, точка, наоборот, есть такое сверхбытийное единство, в котором все бытие участвует, чтобы вообще быть чем-то единым, и чтобы вообще существовать. Что касается космоса, то он представляет собой не что иное, как единую точку, откуда и возникает шаровидность космоса, управляемая единым центром. Космическое круговращение — это прекрасный образ того, чем является точка и в своей неделимости и в своей потенции быть принципом бесконечно разнообразной делимости.
Сократ в диалоге «Кратил» говорит: «Имя Уран, прекрасно выражает “ взгляд вверх”, который, по словам людей, изучающих небесные явления, сохраняет в чистоте человеческий ум» (Диалог «Кратил» 393 с).
«Мы все составляем одно. Но мы не ведаем об этой общности, ибо обращаем свой взгляд вовне, вместо того, чтобы обратить его к точке. Мы все подобны лицам, повернутым наружу, но связанным изнутри с единой вершиной. Если бы могли вдруг обернуться… то увидели бы одновременно Бога, себя и все сущее» (Плотин, VI Эннеида 5, гл. 7).
Если «философия» это «любовь к мудрости», то вся греческая философия была влюблена в точку, потому что не могла найти ничего прекрасней и мудрее её. Хотя возникала проблема, ибо смотрящий философ в своем стремлении к всеединой точке в какой-то момент терял свой взгляд, ибо его зрачок совпадал с всеединством, а значит, исчезал и сам философ, и его взгляд, и его ум, и само всеединство. Возникал вопрос и о «теле философа». Ведь «умное восхождение» к всеединому предполагало этакий процесс рафинирования, когда чистая мысль постепенно сбрасывала свои грубые оболочки, пока чистая сахаринка зрачка не растворится в небесном закатном чае. Поэтому греческая мысль практически не знает никаких психотехник и не знает, что делать с телом.
4. Китайская точка
Но вот на другом конце Евразии, в Поднебесном царстве, та же тема «точки» и «взгляда на небо» имела другую историю.
Центральная категория китайской культуры – Дэ, переводимая обычно как «Благо», в своей основе имела иероглиф изображающий взгляд устремляющийся вверх, на Небо.
Насколько совпадают значение китайского иероглифа Дэ с греческим словом «благо»?
«В отечественной синологии имела место полемика по поводу отождествления даосской категории “Дэ” с другим понятием классической европейской философии “agathon” (“благо”). Во-первых, благо у Платона – наивысшее беспредпосылочное начало, тогда как Дэ вторично, ибо имеет в качестве своей предпосылки Дао; появляясь “после” него и взращивая порожденное им (“Дао дэ цзин”, § 38, 51). В этом отношении более близки Дао и благо, оба они отождествляются с Единым и представляются дающими существование всем вещам. (Гусейнов А.А. История этических учений, Гл.3.2).
Здесь мы видим то различие, которые замечали и греки. Само «всеединство» невыразимо и единственно, что его может выразить, так это первичный сдвиг внутри самого всеединства, чем и является «точка». Поэтому само всеединство на китайской почве называли «Дао», а его выражение в мире – «Дэ». Каково же взаимоотношение между «всеединством» и его выражением – «благой и прекрасной точкой»? В греческой философии на этом вопросе не заостряли акцента, в то время как в Китае вопрос об этом привел к культурному и цивилизационному расколу, не преодоленному до сих пор.
Речь идет о различном восприятии «конфуцианцев» и «даосов». Конфуций считал, что Дэ есть естественное проявление, эманация Дао, так что между Дэ и Дао нет принципиальных и сущностных различий. Задача только найти и осуществить Дэ в своем сердце, и это и будет достижением Дао. Так что Конфуций даже перестал различать то и другое, говоря о достижении «Дао-дэ».
Против этого-то и восстал Лао-Цзы. Он сказал: «Утрачивая Дао, обретаешь Дэ» (Дао Дэ Дзин, чжан 38). То есть смысл не в стяжании Дэ, а в избавлении от нее ради достижения Дао. Дэ по Лао-Цзи есть не выражение, а вырождение Дао, его утрачивание.
Конфуций, двигаясь снизу к всеобщей причине существования, видит в Дэ благость. Лао-цзы, двигаясь сверху, видит в Дэ отпадение от всеединства.
Исходя из разного подхода, совершенно по разному Конфуций и Лао-Цзы понимали Дао.
Собственно иероглифы Дао и Дэ можно представить как варианты одного иероглифа, ибо в их основе лежит изображение взгляда.
Можно сказать, что в «конфуцианстве» Дэ поглотило Дао, что привело «конфуцианство» к морализму, государственному кодексу поведения и социальным утопиям. В «даосизме» же Дао поглотило Дэ, что привело к мистицизму, алхимии, магии и асоциальности.
Тем не менее, именно «даосизм» поставил вопрос о сведении человеческого тела в точку. Тело, как выражение Дэ требовало собирания и не только ум, сбрасывающий лишние оболочки, но весь человек должен был раствориться в Дао. В осуществлении этого и разрабатывались даосские психотехники по «возрастной регрессии» и собирание человека в семенном начале Цзин. В самом названии «библии» даосизма «Дао-Дэ-Цзин» уже зашифрована структура мира, где Дао – неизъяснимое начало, Дэ – проявление этого начала в мире через человека, а Цзин – одновременно и канон и синоним человеческого начала, этимологически обозначающим очищенное, обработанное зерно, а так же означает концентрированное, и очищенное человеческое созерцание.
Исключительная заинтересованность даосов состоянием утробного развития привела к открытию меридианной системы. Так что акупунктурная точка есть манифестация Дао на теле человека. Задача даосских практик слить человека в первоначальную «акупунктурную точку», в последний исчезающий взгляд, брошенный на мир. Торчащая из точки акупунктурная игла зримо изображала иероглиф Дэ, только не смотрящее на небо, а смотрящее на входящее в зрачок острие иглы.
Вырождение и профанация китайских даосских практик привело к возникновению «китайской медицины», гимнастики Ци-Гун, китайской живописи и боевых искусств. Даосы не отрицали, что их практики побочным эффектом могут иметь здоровье и долголетие, только не видели в этом никакого смысла, поскольку «внешнее здоровье и благополучие» только еще дальше уводило человека от пути-Дао.
Все последующие многовековые напластования совершенно затмили смысл «акупунктуры» для самих китайцев, что увлеченно тыкают в разные части тела, пытаясь стабилизировать распадающуюся человеческую структуру.
Тем не менее, именно само название «Дао Дэ Цзин» зафиксировало китайский вариант размышления над тайной взаимоотношения между «всеединством, человеком и исчезающее малым», между «небом, взглядом и точкой».
5. Этимология точки
Русское слово «точка», происходит от корня «точь» с уменьшительным суффиксом. По действию корень «точь» связан с процессом ткачества. Однокоренные слова «точка», «ткнуть», «точно» и «ткань» открывают нам интуицию взаимосвязи нулевой размерностью прокола и связанного с ним разворачивания размерного пространства ткани. Причем эта аналогия распространяется не только на «ткань пространства», но и на «ткань человеческой судьбы», не даром в мифологии богини судьбы: норны, фаты, мойры – ткачихи.
Однако можно сказать, что в корне: «тк (тч)», буква «к» также является уменьшительным суффиксом, тогда фактически в слове «точка» идет как бы два одинаковых уменьшительных суффикса со смыслом что-то вроде «точнехохонько или «точь в точь». Так языковыми приемами хотелось показать уменьшающуюся точность точки.
В итоге у нас остается только корневая буква «т», за которой скрывается указательное местоимение: «тъ» (то, те, та, ты) с тыканьем указательного пальца в нужную сторону. Это же местоимение «тъ» стало участвовать и в словообразовании глагола.
«Глагольное окончание «ть» генетически происходит от указательно-местоименного члена, который, присоединяясь к глагольной форме, придавал ей значение определенности, тогда как формы без этого окончания выступали как неопределенные» (Историческая грамматика русского языка, с.322).
К этому же указательному местоимению восходят и англо-немецкие определенные артикли: «the» и «das», что соответствует русскому слову «то».
Тоже происхождение имеет и греческое «to» местоимение и артикль среднего рода или английское «it – оно». Даже в китайском языке показатель прямого дополнения звучит как «дэ» и имеет значение «должно», которое впоследствии развилось в философские понятия «Дао» и «Дэ».
Сюда же относится и предлог прямого дополнения в иврите אֶת (эт). Эта частица ставится именно в том случае если дополнение четко определено, т.е. если оно точно известно.
В санскрите «ат» – это указательно-местоименная частица со значением «идти, очень, сверх».
«Точка» как знак препинания указывает именно на смысловую завершенность фразы, и долгое время был единственным знаком в древнерусской письменности. Летописцы любили заканчивать главу, постепенно укорачивая длину строки, так что получалась из слов перевернутая пирамидка и в конце ставили точку, как фундамент, на котором зиждется все строение текста.
Финикийцы ставили букву «т» (тау) последней в алфавите и обозначали ее в виде «креста», т.е. перекрестием указывали точку. Откуда такая графика этой буквы, и о какой точке она хотела нам сообщить? Сейчас доказано, что финикийскому алфавиту предшествовал угаритский алфавит, находящийся под влиянием шумеро-аккадской клинописи. Угариты же для графики буквы «т» взяли клинописный знак «ти» в виде креста и восходящего к изображению стрелы. Той самой стрелы, что поразила чудовище Ти-амат, что и дало начало всему миру, с точки зрения шумерской традиции.
От Угарита посредством Финикии подобная графика буквы перешла и во все языки с заимствованной от них графикой.
В ивритском и арамейском языке буква «т» (тав) также стала последней. Иисус разговаривал на арамейском языке, и когда Он говорил «Я Альфа и Омега» (От.1.8.,10.), Он, конечно же, говорил «Я «алеф» и «тав». А поскольку графика «тав» связана с «крестом», то графика этой буквы получала дополнительный символизм связанные с «распятием» и «спасением творения».
6. Точка всеединства
Из всего этого разнообразного материала, тем не менее, вырисовывается некая единая картина. Человеческое сознание всегда чувствовало связь между «исчезающее малым» (точка) и «исчезающим большим» (небо) и размышляло о способе их соединения.
По сути «точка» и «безграничность» это одно и то же кроме факта «сворачивания – разворачивания». Точка – свернутая бесконечность, а бесконечность – развернутая точка. Но каким образом и за счет чего происходит осуществление этого процесса?
Этот казалось бы умозрительный вопрос теперь не дает покоя современному естествознанию. Ведь каким образом и за счет чего «точка атома» развернулась в бесконечную вселенную? Что такое «большой взрыв» порождающий из «микро» – «мега»? Или каким образом и за счет чего органическая точка семечки разворачивается в полноценную жизнь? Что такое вообще «жизнь»? У современной науки нет четкого ответа.
Ответа нет, поскольку естествознанию приходиться пока отбрасывать очевидное знание всего предыдущего опыта человечества: ответственной за этот процесс является человеческая личность.
Это ясно хотя бы из того, что только человек одновременно видит и совмещает две противоположные бесконечности .Соответственно сам человек и его осмысленный взгляд, находится посередине между «ничто» и «всем». Мышление человека и осуществляет сворачивание и разворачивание «точки» в «безграничность» и обратно в разных конфигурациях.
Подобное свойство человека нельзя не назвать божественным. Однако человек, в отличие от Бога не находится вне этого процесса, и, по аналогии, сам может быть как «развернут», так и «свернут».
Сворачивание в точку есть ощущения связанные с порождением новой жизни, а ощущения разворачивание в безграничность – связанны с экстатичностью. Оба этих процесса, в отличие от всех других, для человеческого сознания непостижимы.
В этом ключе под смертью можно понимать достаточно сложный двоякий процесс. Во-первых, человек начинает сворачиваться в точку; во-вторых, разворачиваться в бесконечность, теряя при этом свое личностное «межстояние» и союз между телом (аналог точки) и душою (аналог бесконечного пространства). Для самого самосознания это процесс раздирания человеческой целостности катастрофичен и спасение от него сознание видело либо в «материалистическом» отождествления себя с «точкой», т. е. с «исчезновением в ничто»; либо в «идеалистическом» отождествлении себя со «всем», т.е. с «исчезновением во всеобщем». В том и другом случае «личность» теряется. Это два вида смерти, которые выбирает человек: «быть ничем или быть всем», что на самом деле одно и то же.
Понятно, что этот жуткий процесс есть последствие неверного расположения человеческой личности относительно Бога, когда человек свою исключительную мембранность воспринимает не как отражение божественности, а как собственную прерогативу и тогда «приливные силы» всеединства разрывает такую личность. Только Сын Божий мог присутствовать в полноте во всех этих процессах и вернуть Себе полноту человеческого образа, после испытания «смертью», а затем делегировать человеку стабильность в его странном состоянии средостения, когда человек становится образом Бога, не будучи ни точкой, ни безграничностью. Конечно же при условии причащенности человека ко Христу.
Живое и умное слово живет между «точкой» и «вечностью», и это место встречи Бога и человека. Поэтому в основе всеединства лежит не собирание всего в одном атоме, или в одной формуле; и не растворение всякой части в целом, а в основе всеединства лежит факт коммуникативности. Всеединство это нахождение каждого в другом, но без потери самого себя, иначе ни о какой встрече не может идти речи. Ведь для того чтобы увидеть небо как единую точку, а точку как небо, мало одного ума, а необходимо то, что предшествует ему – много-много-много любви.