О восполнении питания
(О принципах педагогического воспитания)
1. Воспитание вообще
Педагогика – это наука о воспитании и обучении. Но чем воспитание отличается от обучения и что главней?
Знаменитый вопрос: что лучше, воспитанный и необразованный или образованный, но не воспитанный? Однозначно закрепляют первенство за воспитанием. Обучение же является только частью воспитания. Однако в современных школах, воспитание как раз и отсутствует.
Дело в том, что обучение – это планируемый и целенаправленный процесс, связанный с конкретным объектом обучения. Воспитание же больше связано не с объектом, а субъектом или с отношениями между субъектами, что тут же делает процесс воспитания весьма неопределенным, размытым и непредсказуемым. Воспитание непрерывно и неорганизованно, и оценить его чрезвычайно трудно. Это не односторонний, как в обучении, а двусторонний процесс. Более того, проблема воспитания связана с отсутствием явного «образца». А раз нет линейки, или линейка есть, но деления ее размыты, как же и по какой шкале оценивать поступки школьников, чтобы формировать необходимые качества личности?
2. Светское воспитание
Воспитание имеет традиционно три метода: наказание, поощрение и пример. Кнут, пряник и того, кто этот кнут и пряник держит… Или не держит. Одни наказывают детей, другие их поощряют, а третьи стараются себя вести хорошо в надежде, что их хороший пример будет заразителен. Но все это имеет силу только в качестве средств воздействия ради указания душе правильной меры и нормы поведения.
У педагога есть пример многочисленных ограничений, которые действуют вокруг ребенка. Это и законы природы, и ограничения физиологии, и социальные неписаные правила, и уголовный кодекс. Есть еще совесть внутри человека. Поэтому светское воспитание скорее подменяет воспитание изучением всех этих внешних и внутренних законов, и их изобилие и противоречивость больше запутывает дело, чем помогает ему.
Тем не менее, светская педагогика старается заниматься воспитанием через осознание учеником либо внешних ограничений, что называется моральным воспитанием, либо внутренних ограничений, что называется нравственным воспитанием.
3. Моральное воспитание
Моральное воспитание исходит из того, что внутренние потенции ученика либо вообще не могут служит опорой для его воспитания, либо их влияние незначительно, поэтому моральное воспитание старается отформатировать ученика через воздействие на него посредством наказаний и поощрений в определенном формате, чаще всего связанным с той усредненной социальной доминантой, что установилась на данный момент в данном обществе.
Мораль вынуждена рассчитывать на постоянное внешнее давление, на постоянное доминирование некого присутствующего вне человека императива. Проблема морального воздействия в том, что как только это давление ослабевает или исчезает, то человек начинает реализовывать свои внутренние, задавленные внешним воздействием, не всегда социально приемлемые потенции. Либо человек превращается в «двоящуюся двуличную натуру» по внешнему живущую по правилам, а по внутреннему весьма далекой от них.
Моральное воспитание грешит нечувствительностью к индивидуальности и часто развивает в человеке приспособленчество и фарисейство.
4. Нравственное воспитание.
Нравственное воспитание исходит из необходимости внутреннего осознания внешних ограничений, а также опору на совесть человека.
Нравственное воспитание дает возможность человеку проявить себя, что приводит к элементам психодрамы. Ученик, предоставленный сам себе, открывает в себе как прекрасное, так и ужасное. Известен так называемый «стэнфордский тюремный эксперимент», когда психически здоровых добровольцев попросили сыграть роль охранников и заключенных, что быстро привело к проявлению у людей самых садистских наклонностей, так что из-за моральных травм эксперимент пришлось прекратить раньше срока. Многие читали и классическую книгу на эту тему «Повелитель мух», Голдинга Уильяма.
Собственно, нравственное воспитание и рассчитывает на обнаружение в себе у человека низменных проявлений, и борьбу с ними посредством совести и воли, что автоматически приводит и к соблюдению внешних законов.
Однако и тут возникает как минимум три проблемы. Во-первых, мучительство совести может привести к душевному кризису, ибо человек с развитым чувством совести все время находится под давлением собственной вины. Во-вторых, внутренний императив не всегда приводит к конформизму к моральным постановлениям извне, и нравственный человек часто становится бунтарем, ломая привычные установочные нормы. И, в-третьих, и чувство вины, и бунтарство, приводят к потере чувствительности к законам вообще, что приводит к декаденству, цинизму и унынию.
5. Результаты воспитания
У каждого человека при рождении внутри как бы присутствует внутренний закон имени его самого, и ребенок абсолютно уверен, что этот внутренний закон совпадает с законами мира.
Когда оказывается, что это не так, и существуют как внутренние законы других людей, противящихся нам, а так же социальные законы и все другие прочие, то у человека оказывается всего три выхода. Либо продолжать отстаивать позицию своего понимания и распространить его на весь мир, в случае же поражения – погибнуть. Либо выбрать доминирующий закон и неким образом присоединиться к нему, чаще всего скрывая свое расхождение с принятой нормой и проявляя свое недовольство в виде ропота или чувства вины. Либо нивелировать всякую законность, как условность и впасть в полный релятивизм и конформизм.
6. Христианское воспитание
Христианское воспитание – это прежде всего религиозное воспитание и отличается и от морального, и от нравственного воспитания. Отличается прежде всего отношением ко внешним и внутренним законам, ибо отношение к ним и есть стержень воспитанности.
Если следовать мыслям свт. Николая Сербского, изложенного в его книге «Слово о законе», то появление и «внешних» и «внутренних» законов есть следствие нарушения «законов духовных». На самом деле закон возможен только между двумя личностями, которые осуществляют порядок. Поэтому первичен «закон порядка», связанный со срединным положением человека между божественным и природным. Нарушение этого закона привело к тому, что «закон порядка» превратился в «законный порядок». Или упорядоченность мира как вторичное явление деятельности сознательной личности превратилось в закон, довлеющий над самой личностью.
Таким образом, все существующие так называемые законы природы, законы социума, законы общения, законы этикета и тому подобное, есть только проявление структурного «возмездия» за нарушение первичной иерархии существ. Закон возмездия привел к появлению как «морального» – внешнего для человека, так и «нравственного» – внутреннего для человека законов.
Задачей христианского воспитания есть выход из-под всех этих законов с помощью «духовного закона любви», сформулированного в виде известной заповеди: «Возлюби Бога и ближнего как самого себя».
7. Воспитание царской заповедью
Что мы видим в заповеди: « Возлюби Бога и ближнего как самого себя»?
Мы видим взаимоувязку трех элементов: Бога, себя и другого. Без любого из них вся система рассыпается. Если присутствует только два элемента: «я и другой», то в зависимости от доминирования одного из них, возникнет либо «моральная», либо «нравственная» система. Но так же двоичность «я – Бог» без другого ведет к фанатизму, а «другой – Бог» к экстремизму.
Причем в этой взаимоувязке первично отношение к себе, потому как именно оно кладется в основание отношения к другому (как к себе). А уже то и другое сравнивается с отношением к Богу.
Отношение к себе не есть «самостояние «я»», а есть отношение «я – я». Такое отношение возможно, только если «я» преодолевает самого себя, т.е. открывает возможность своего небытия. И именно это отношение является ключом к другому, как отношение жертвенности, т.е. возможности умереть своим «я» ради другого «я». Реальность смертности и жертвенности как раз и открывает отношение к Богу как вера. Ибо «вера» есть «хождение по водам» или невозможное событие, возникающее как продолжение возможности жертвенной смерти.
В этом и есть смысл любви. Любовь без смерти – пошлость. Любовь как включение смерти в себя как составная часть и есть ее преодоление и есть основание как воспитание мужественности, так и воспитание женственности.
Мужественность – это готовность на смерть за другого, а женственность – готовность на жертвенность за другого.
Излишне напоминать, что Господь наш Иисус Христос – единственный Кто воплотил в полноте сию заповедь, и в этом смысле только Он является воспитателем, и мы только в меру причастия к Нему.
8. Смысл воспитания
Смысл слова «вос-питания» т.е. «восполнения питания» наилучшим способом передает именно религиозное понимание смысла этого слова. В отличие он «латино-английского» «эдьюкэшн», что этимологически восходит к «внешнее (экс) ведение (дьюк)(дуче)».
Христианское воспитание весьма скептически относится как к силе внешнего закона, так и к силе внутреннего закона (совести). Совесть – это не только внутренний прокурор и убийца, но еще и провокатор. И в этом смысле христианство уверено, что невозможно ни внешнее, ни внутреннее воспитание. Хотя это не отменяет, ни морального, ни нравственного посыла, ибо одно ведет ко второму, а невозможность второго к религии. Нет у человека опоры ни во вне, ни внутри. И никогда человек не воспитает ни себя, ни других. Однако то, что невозможно человеку, возможно Богу.